Как создать свой электронный журнал?
Как создать качественный электронный журнал? Какие трудности вас ожидают? Как окупить затраты?
Обо всем этом хочу рассказать на примере электронного журнала БлогоNews (ежемесячное издание для блогеров, распространяемое в формате .pdf), сооснователем которого я являюсь. За все время мы уже успели выпустить почти с десяток номеров, поэтому кое-какой опыт у меня накопился.
Все началось с того, что однажды Анастасия Лукьянова, автор нескольких тематических блогов, предложила мне запустить совместный журнал для блогеров. Я долго не думал 🙂
Я считаю, что любой этап первого выпуска журнала должен включать в себя следующие моменты:
1. Создание для журнала отдельного сайта.
Этот пункт необязателен. На моей памяти было сразу несколько электронных изданий, которые шли как дополнение к какому-нибудь сайту. Например, один туристический сайт выпускал свой журнал лишь как бонус к основным материалам на сайте.
Мы же решили сделать из БлогоNews самостоятельное детище, поэтому зарегистрировали домен blogo-news.com и потратились на качественный дизайн и промо-видео, которое вы можете увидеть на главной странице сайта.
Единоразовые затраты на этот пункт составили несколько сотен долларов.
2. Сбор материала.
Тут есть 2 варианта: а) копипаст того, что уже и так есть в сети б) только уникальные материалы.
Ясное дело, что первый вариант не настолько выигрышен, как второй. Хотя плюсы однозначно есть, среди которых уйма сэкономленного времени и денег на журналистов. Остается просто мониторить Интернет в поисках лучших статей вашей тематики.
Но т.к. мы своей целью ставили создать действительно качественный журнал, то от копипаста отказались.
Статьи для первого номера писали либо сами, либо просили коллег. Разумеется, сил это отнимает немало, да и дергать коллег постоянно не получится. Идеальный вариант в этом случае — заказывать часть материалов у хороших копирайтеров. По крайней мере, нынешнего дохода журнала вполне хватает, чтобы окупить затраты копирайтеров, за счет рекламодателей. Но самый первый номер нам пришлось обходиться без них.
3. Верстка журнала.
Важно сразу для себя решить, в каком формате будет издаваться журнал. Обычно выбирают опять-таки 2 варианта. Или .exe, или .pdf.
Прежде чем нам определиться с форматом БлогоNews, я изучил множество электронных журналов. И среди них формат .pdf пользовался куда большим спросом. Более того, мне даже известны парочка изданий, которые выпускались сразу в двух форматах, но даже они впоследствии отказались от формата .exe.
Почему так? Честно, мне неизвестно. Но рисковать мы не стали, и выбрали .pdf. Хотя, кстати, есть один очень существенный плюс, который присущ журналу в этом формате. Его можно распечатать на цветном принтере и наслаждаться бумажным вариантом 🙂 Лично я так никогда не делал, но слышал от многих читателей, что они поступают именно так.
На сегодня существуют масса программ, чтобы верстать в .pdf. Рекомендовать в отдельности какой-то из них я не берусь, т.к. у каждого найдутся свои поклонники и противники. В любом случае, при выборе программы для верстки, Гугл вам в помощь.
По сути, после этих трех пунктов журнал уже можно выпускать.
Каков был наш первый выпуск? Ужасным 🙂 Хотя людям понравилось, и уже ко второму номеру мы обеспечили себе некоторое количество рекламодателей. Но обо всем по порядку.
Первый пилотный выпуск я назвал ужасным из-за парочки минусов. Журнал верстала своими силами Настя, хотя ни я, ни она раньше этим не занимались. Все-таки, без дизайнерского таланта, и таланта верстальщика приходится трудновато. Поэтому, не ругайте, но ссылку на первый номер я давать боюсь 🙂 Кто хочет, может скачать в архиве.
Во-вторых, размер составил аж 9 мегабайт, что не убийственно, но при пролистывании страниц, журнал постоянно подвисал, а у некоторых пользователей выпуск и вовсе отказывался открываться.
Во-третьих, сам дизайн журнала был далек от идеала. Мы получили кучу критики, как на счет шрифтов, так и на счет качества картинок.
Как найти выход?
Ну, я считаю, или самому в совершенстве овладеть версткой журнала (по крайней мере, литература на сей счет в сети присутствует), либо привлекать к работе хорошего верстальщика. Благо, нам повезло, и в какой-то момент к БлогоNews присоединился профессиональный верстальщик, Станислав, который занимается дизайном профессионально и верстает некоторые оффлайн издания.
Журнал журналом, но нужно еще и до конечного пользователя его донести. В этом плане мы с Настей решили провернуть довольно непривычный ход. Дело в том, что большинство изданий дают прямую ссылку на скачку. Мы же решили прибегнуть к опыту инфобизнесменов, оформив скачку журнала посредством подписки по e-mail.
Конечно, такой метод подвергся жесткой критике, но мы считаем, что все делаем правильно. Да, придется пользователю потратить лишние 30 секунд на оформление подписки, зато впоследствии он ежемесячно будет получать на свой e-mail свежий выпуск, а мы, таким образом, не теряем свою аудиторию, что привлекательно не только нам, но и рекламодателям. С другой стороны, на некоторые уступки все же пошли. Журнал можно скачать сразу, без подписки, но только старые выпуски. Делается это через архив.
Раскрутка журнала.
Это очень важный этап. Хотя сама процедура раскрутки довольно стандартная: находите тематические сайты и либо просто просите прорекламировать ваш журнал, либо просите, позвякивая монетами. Главное, чтобы затраты были разумными. Если платная реклама даст вам достаточное количество читателей, то почему бы и нет? Ведь опять же, за счет дальнейшего размещения рекламы в журнале, это все окупится. А цена рекламы в журнале целиком зависит от количества читателей. Вот и думайте.
Есть еще один способ рекламы — написать хорошую статью для Хабра 🙂 И хотя эта статья вряд ли существенно увеличит базу наших подписчиков (все-таки аудитория не совсем та, да и мне, главным образом, просто захотелось поделиться своим опытом – может, кому и пригодится), но если ваш журнал по тематике будет совпадать с интересами хабрапользователей, то почему бы и нет?
Окупаемость журнала.
Разумеется, при создании сайта, для оплаты копирайтеров и рекламы — нужны затраты. И хорошо, если сам журнал все эти затраты окупает. Приходится привлекать рекламодателей. Реклама в журнале может представлять собой платную статью или рекламный плакат. Мы, например, в последних выпусках еще практикуем рекламу на обложке. Дорого, эффективно, если красиво оформить, то и читатели не жалуются (да-да, пришлось еще и дизайнера в команду брать к нашему верстальщику).
Поиск рекламодателей состоит из этапа сбора контактов потенциальных клиентов, рассылки им своего предложения и собственно, этапа договаривания. Как правило, нам вполне хватает 2-3 рекламодателей на номер, чтобы окупить затраты. Это немного и ненавязчиво. По крайней мере, к вашему сведению, у глянцевых оффлайн изданий реклама составляет аж 40% страниц 🙂
Что из себя представляет нынешний журнал БлогоNews? Красивый журнал в формате .pdf, размером не более 2 мб (при 50-60 страниц), и базой подписчиков в более 3000 блогеров. Конечно же, это не предел, и мы продолжаем расти.
Надеюсь, я в статье смог раскрыть важнейшие этапы при создании и раскрутке своего электронного журнала. Надеюсь, что кому-то статья действительно может принести пользу.
P.S. Статья была опубликована в сообществе ХабраХабр еще 1,5 года назад, но она до сих пор не потеряла свою актуальность. К слову, выпуск журнала BlogoNews мы пока приостановили
Весьма интересные факты, уверен, что в дальнейшем возможно и мне придется выпускать электронный журнал 🙂
На журнал подписалась 🙂
Интересно было почитать, спасибо!
Из архива потихоньку буду качать старые номера.
PDF — открывается в браузере, распечатывается, легко конвертится из любой программы верстки, доступен для пользователей маков и линуксов, поддерживает поиск, закладки и ссылки.
Exe — ассоциируется с вирусами, не позволяет вырвать 1 стр. Не дает загрузить его на Issu.
Почему приостановили?
я думал журнал умер, заходил как то на сайт и он не работал
А когда продолжите выпуск? И почему приостановили?
Приостановили, потому что решили сконцентрировать силы на других проектах. Если будут интересные предложения по журналу, с удовольствием ознакомимся с ними.
Я думаю, для журнала крайне необходима стабильная команда авторитетных авторов-экспертов в своей сфере. По принципу «авторской колонки».
Очень плохо, что журнал остановили. Но с другой стороны, Ленар, наберите журналистов, пусть пишут, ведь реклама которая есть в журнале, думаю сможет окупить их труд.
Зря, что забросили такой интересный проект.
Интересная задумка.Журнал и блог-неплохая комбинация,правда,оптимизация и продвижение занимают,наверное,немало времени?Хотелось бы верить,что кпд высокий.
У журналов, помимо всего прочего, сравнивая с блогами есть четыре большие разницы:
1. Четкое следование тематике. Нельзя писать что угодно.
2. Регламентированный объем. Нельзя писать 200 символов.
3. Одномоментность. Нельзя выпустить журнал из одной статьи.
4. Доработка. Нельзя выложить статью сразу, она должна верстатся и т.д.
У меня что-то даже сайт не открывается 🙂
Последний выпуск журнала датируется мартом 2011 года — будет ли продолжение или проект закрылся?
Отличная задумка. Интересно можно ли на этом выйти в хороший плюс.
Когда планируете продолжить выпуск журнала?
Тоже думал запустить такой проект. Но больно хлопотное дело. Нужна хорошая команда профессионалов — единомышленников.
Сколько заработали на журнале? Видимо, не так все шоколадно, если закрылись.
Проект пока заморожен
Жаль, что проект не пошел.
а тут есть эффект переворота страниц?
Ленар, здравствуйте!
Решили создать еэемесячный эл.журнал для нашего ежедневного СМИ, посещаемость 4500 в день.
Интересует технология создания журнала: а именно, где (программа) верстается и последовательность сборки окончательной версии, которую конвертируют в ПДФ.
Прошу поделиться технологией, или направить, где можно найти инфу.
Спасибо!
П.С. по запросу «как сделать электронный журнал» данная страница находиться в 3-ей позиции выдачи яндекса по Москве
Самвел Владимирович, добрый день. К сожалению, я уже давно потерял контакты нашего верстальщика. Вы можете поискать таких специалистов на специализированных форумах.
Спасибо за быстрый ответ!